www.yacht-dream.narod.ru

Исход из Кронштадта.
2006г.

Долгая история с куплей-перепродажей Кронштадтского яхт-клуба привела к тому, что яхт-клуб разогнали. "Частников" вроде меня просто попросили убраться. Гонимые яхтсмены и яхты разбрелись по острову Котлин. Так с нами рядом на Шанхае появился сосед-коллега по яхт-клубу Паша на "Рикошете". Но ему намного проще - шверт убрал и пошел. Клубные яхты перетащили на другое место, выделили яхт-клубу часть стенки в гавани. Большинство яхт стоят на стадионе гниют и рассыхаются. На воду этим летом 2006 спускали 2-3 яхты. Так наша клубная жизнь закончилась. Летом 2005 года мы с Дрёмы срочно сняли киль, а саму яхту так же срочно спустили на воду и перегнали на территорию "Общества охотников-рыболовов" (в просторечии Шанхай). Из тамошнего болота (глубина иногда спадает до нуля, камыш, трава и грязь присутствуют) на Дрёме совершались небольшие набеги на окрестные острова-форты.

Еще за это время прошло пополнение экипажа Дрёмы - 18.08.2005 родился Тёмка. На девятый день от рождения он уже вышел на Дрёме под мотором и был принят в экипаж в качестве юнги. С тех пор он не пропустил ни одного выхода в море за исключением упомянутого ниже перегона Шанхай - Летняя пристань. Но если считать это началом большого перехода, то юнга его самый непосредственный участник.

Все это время мы думали, как быть с яхтой дальше. Мысль о переделке Дрёмы в швертбот с тяжелым падающим килем не нашла своего завершения. Хотя шверт я изготовил и даже начал собирать швертовый колодец. Но я понимал, что как всякая переделка эта приведет к большим объемам работ, особенным неудобствам в обитаемости (швертовый колодец посредине салона на всю длину!!!) и снижению мореходных качеств. За неимением времени и возможности решить все сложности, я оттягивал эту переделку и, в конце концов, от нее отказался. Последней каплей, убившей этот проект, было то, что мечта о личной загородной резиденции все-таки начала материализовываться. На северном побережье Ладоги мы с братом приобрели два участка земли в садоводстве. Затем поставили вагончик и в достаточной мере благоустроили - можно жить! Таким образом, созрело окончательное решение - Дрёму переселить на Ладогу насовсем, и летом 2006 года во время отпуска перегнать ее в Рауталахти, предварительно вернув киль на место.


Началась подготовка. Много сил затратил на то что бы достать и расходить шверт в киле. В итоге его все - таки немного клинило. Лебедку так и не поставил. А летом при посадке на камень забило окончательно. И по совету предыдущих хозяев оставлю так. В лавировку ходим мало, а в остальном киля хватает. Но основная сложность подготовки заключалась в поисках возможности поставить киль и стоянки после этого. Хотелось решить это как можно проще и дешевле. В очередной раз - сказка про перевоз волка, козы и капусты. Опишу поиск возможных вариантов.
Общий План выглядел так-
1.Погрузка киля ( все-таки около 300 кг. ) на машину (машина к счастью своя полугрузовая).
2.Перевозка к месту монтажа и хранение киля там.
3.Установка шпилек крепления киля, которые были заменены на болты- заглушки.
4.Погрузка мачты и другого имущества.
5.Перегон Дрёмы к месту установки.
6.Выгрузка мачты на берег. Подъем Дрёмы краном, установка киля и руля, спуск на воду за один-два часа.
7.Охраняемая стоянка Дрёмы с килем, т.е. глубина не менее 1 метра. Вооружение мачтой, загрузка имущества, подготовка к переходу.
Путем опроса местного населения, друзей, знакомых и незнакомых проверялись и отрабатывались следующие Варианты:
1. Спасательная станция в Кронштадте. В июне договорились со всеми, но большое сомнение вызывала мощность их крана и малая глубина у стенки. До последнего момента оставался как Первый резервный вариант.
2. Яхт-клуб ВМФ в Питере. Договорился с боцманом Кириллом насчет крана, хранением киля. Но стоянки не дали - нет места. При этом вариант не самый лучший. Нужно заранее привезти киль. А потом из Кронштадта в Питер перегнать яхту со сложенной мачтой под мотором. Все это обещало больших затрат времени. Могло затянуться и на неделю… Со стоянкой договорился с водно-моторным клубом на Васильевском острове за деньги, но приемлемые. Это был Второй резервный вариант.
3. Яхт-клуб Профсоюзов он же Центральный. Все есть и стоянка и кран и помогут в случае чего, но все за деньги и не малые. Я понимаю, что на дворе капитализм, все равно бюджет не резиновый. И любая задержка и нестыковка обещала увеличение затрат, оплата почасовая. Третий резервный вариант.
4. Яхт-клуб "Нева". Не могу не упомянуть. При общении с директором получен полный отказ во всем. И довольно в категорической форме. Видимо постоянные битвы с желающими отхватить лакомый кусок земли на Крестовском острове слегка повредили его ум. И он уже не понимает, кто и о чем его просит… Ну что ж очень его жалко. Этот Вариант отпал.
5. Еще были поиски различных мест на побережье Котлина и Невы, куда бы можно подогнать автокран и спустить на воду с подходящей глубиной Дрёму. Параллельно велся поиск автокрана. Как ни странно, этот Вариант стал Основным и дал результат.
Перечислил я все довольно быстро. На самом деле все обсуждения и выяснения заняли почти все время до конца июня и отпуск в начале июля был уже рядом, а окончательного решения не было.
В итоге в один из летних вечеров с сослуживцами по Банку Стасом и Юрой втащили Дрему на берег и заменили болты на шпильки. Пункт первый выполнен! Лиха беда-начало!
В конце концов, я решил той же командой и с кронштадтским краном попытать счастья на Летней пристани. Кран я заказал на вечер уже накануне отпуска в среду 5 июля. Отпуск начинался с понедельника 10-го. Глубины вроде с южной стороны стенки позволяли, и кран туда свободно мог подойти. На Шанхае при помощи талей и остатков детских качелей погрузили киль на Транспортер. Перегнали на Летнюю пристань. Потом погрузили мачту и руль на Дрёму и перешли по заливу под мотором туда же. Пока ждали кран, разгрузили яхту. Довольно легко кран поднял Дрёму из воды и киль хорошо встал на шпильки, хотя я боялся именно того, что будет перекос, и не сможем вогнать шпильки на место. Но как всегда опасаешься одного, а происходит, что-то другое…. И вот - не встал на место руль. Его баллер был погнут при вытаскивании в шторм еще осенью 2004 года. Вразумление кувалдой не помогло. Провозились почти час. Хотя постановка руля с воды выглядела довольно проблематичной, но ничего другого не оставалось. Надо было отпускать кран. Отдаю должное крановщику, все наши мучения с рулем он воспринимал как свои. Помогал и советом и руками. Спасибо ему! А то мог бы только бухтеть - время идет и т.п. Сбросили яхту на воду как есть - без руля. Перегнали ее на северную сторону причала и до часу ночи мы со Стасом вооружали мачту. Поднимали при помощи отдыхающей и прогуливающейся молодежи. Вопрос с охраной решили просто - Антонина, Тёмка и я переехали жить на Дрёму. К сожалению, оказалось, что причал от волны не защищает, и все ночи нас слегка бултыхало. Особенно раздражала нерегулярная волна, которая добегала от больших судов с фарватера. Следующим вечером предприняли вторую попытку установить руль с воды. Юрка полез в воду. Но руль не встал. Настолько был мал зазор между трубой и баллером, что даже малые вмятины не позволяли установить руль. И только на следующий день, когда я отрихтовал трубу с применением калибра точно по диаметру трубы, руль был поставлен. Еще мелкие сборы заняли весь день субботы. Стас с приятелем Димкой нам помогали. В какой-то момент Димка поранил палец, вытянул руку, и в воду стали капать капли крови. Смотри - говорю я: сейчас акула выскочит. И действительно, через несколько секунд выплыл страшный хищник наших вод - корюшка и стала жадно хватать капли крови в воде. Жутковато, это хорошо, что корюшка не вырастает до размеров акул… Потом сходили на пробный выход, искупались. Надо сказать, погода была великолепная, тепло и полный штиль. И в 21.30 8 июля мы, наконец, пошли на Питер. Кроме основного экипажа Тони, Тёмки и меня с нами еще пошел Стас. К середине пути Тёмка уснул и усыпил Тоню. Ближе к Питеру слегка что-то зацепили швертом. Навигационные буи все в запущенном состоянии - некоторых не хватает, другие не на месте. Огни не горят у всех, и определиться очень сложно, даже с навигатором. Несколько земснарядов раскинули свои трубопроводы по заливу как щупальца. Еще в сумерках в воде видны какие-то неизвестные полузатопленные объекты, то ли затонувшие баржи, то ли всплывшие со дна трубы (к счастью не трупы)… Все это держало меня в напряжении, но в итоге обошлось. Часов в десять вечера началось концертное представление на стадионе Петровском. Весь залив бухал и гремел и так часов до 4 утра. В два тридцать пришвартовались у стенки гребного канала, якорь отдали с кормы и ткнулись носом в песок. Стас пошел пить пиво и так всю ночь провел под кустами. Я встал пораньше и как раз вовремя. Мимо нас пронеслись два громадных катера на полном ходу, и если бы я не выбрал якорь и не отошел на пару метров от берега, яхту запросто могло волнами выбросить на песок.
Утром у нас по плану погрузка продуктов. Мы перешли на другую сторону Невки и попытались пристать к пирсу водномоторников. Но не тут-то было. Нам еще раз напомнили, что живем мы в Рассеее. И до Европ нам еще ох как далеко! Выскочивший сторож, не интересуясь нашими пожеланиями, послал нас далеко и надолго… пришлось швартоваться к необорудованному берегу между камней и арматуры. Стас, который исполнял роль бакового, не удержался на камнях и свалился в воду, но к счастью не покалечился. Мы с Тоней пошли в "Ленту" пополнить запасы продовольствия. С трудом дотащили все мешки до яхты. Не купили только спиртного. Со Стасом завалили мачту для прохода под мостами. Потом проводили Стаса, которого на машине увезли в Кронштадт. Затем я в течение полутора часов безуспешно пытался подсоединить внешний бензобак к мотору. Не получилось…. Решили идти так, доливая бензин по мере надобности. Только по прошлому опыту для удобства я снял кожух с двигателя. Таким образом, стало видно, сколько бензина осталось в баке и можно его вовремя доливать. Теперь мы двигались без остановок для дозаправки, которые происходили в самые неподходящие моменты в прошлый проход по Неве. В 8.30 пошли Малой Невкой. Мимо нас прошел туда- сюда катер с водной милицией. Но только строго посмотрели и все. Хотя все происходило накануне саммита большой восьмерки в Стрельне. Проверялось все и вся. Мы ожидали проверок. И эта неделя была последней перед закрытием акватории. Это тоже нас подгоняло по времени. Через Неву нас бы не пустили. Под Кантемировским мостом у стенки остановились. Я приволок четыре канистры бензина с заправки и смешал его с маслом для двигателя. В прошлый поход я дошел на последних каплях бензина и с дозаправкой в Осиновце. Теперь взяли топлива на весь путь. В "Рамсторе" через дорогу купил пару бутылок водки -на всякий случай… И наконец, мы вышли в свободное плавание. Нева и Питер с воды совсем другие и это надо видеть. Некоторое представление дают прогулки на водных трамвайчиках. Но когда идешь на своей яхте все немного иначе. Хоть и довольно медленно. Погода была замечательная, солнце светило как в тропиках. Тёмка ползал по кокпиту и периодически купался в ведре. Тем более что его личные размеры позволяли почти полностью в нем поместиться. После полудня от жары и недосыпа я стал клевать носом, и за мостом Александра Невского Тоня позволила мне немного подремать. Проснулся я от шума и качки под Володарским мостом. Бешеное семейство на моторке крутилось вокруг яхты, решив рассмотреть ее поближе. Я так понял, что мотолодочникам и в голову не приходит, что от них идут волны и по всем правилам, необходимо сбрасывать ход, проходя мимо других судов. Конечно, Дрёму не перевернуть, но иногда бросает и бьет ощутимо! За вантовым мостом наползла грозовая туча, и хлынул ливень. Тёмка с Тоней спрятались в каюте, я в непромоканце рулил. Но не промокает он первые десять минут, затем внутри сбирается конденсат и становится довольно влажным. Конечно суше, чем под ливнем, но не совсем. По питерским набережным народ загорал мелкими группами, но после Рыбацкого все берега были усыпаны отдыхающими загорающе-купающимися. В 15.30 покинули Питер. Мимо началось вечернее шествие теплоходов на Валаам. Так потихоньку к 20.00 дошли до Ивановских порогов. Скорость встречного течения была такова, что скорость упала до 0,5 км в час! Пришлось пересечь Неву и продвигаться по другому берегу. Медленно, но верно прошли и пороги. Как и в прошлый раз за один день Неву преодолеть не удалось. И когда, пройдя железнодорожный мост, вышли на плес, стали искать место ночлега. На карте у устья реки Мга значится причал, и мы пошли к тому месту. В 23.20 встали на два якоря, Тёмка уже спал, и Тоня даже отказавшись от чая и купания тоже уснула. Я искупался, прибрал имущество и лег спать. Наутро осмотрелся - причал, который обозначен на карте, оказался так разрушен временем и людьми, что с трудом угадывался в куче мелкобитого кирпича. Нам ведь еще необходимо было поставить мачту. Вдвоем на ходу этого не сделать. Пока Тоня готовила завтрак, купалась, и кормила Тёмку, я сошел на берег подтянул яхту ближе и устранил неконтакт клотикового огня. Мачту попробовали поднять, но поняли что без высокого места, так что бы усилие на штаге шло вверх, мачту не установить. В 10.40 пошли дальше. Перед Кировской электростанцией остановились у высокого метров 15 причала. На каком-то полузаброшенном судоремонтном заводе. Там пряталось от саммита несколько "Метеоров" фирмы "Элиан". Сверху спускался деревянный трап. По нему я залез наверх и при помощи двушкивных талей попробовал поднять мачту. Но тали перекосило, фал заело, яхту развернуло. Тоня - матрос не смогла помочь. Матросу с высоты десяти метров было указано на неполное служебное соответствие. И капитану пришлось спускаться на борт и все готовить снова и тщательнее. Юнга Тёма, ничего не понимая в морском деле, интенсивно мешал матросу, за что был сурово им наказан. Капитан указал матросу на недопустимость таких действий и свою очередь сделал выговор матросу, пообещав их вместе с юнгой направить на ближайшей электричке в порт приписки. Все друг на друга обиделись, но разозленный капитан продолжил работы по усовершенствованию талей, и остальным деваться было некуда. В итоге со второй попытки модернизированная таль подняла мачту усилиями капитана при помощи матроса и восхищенных взглядах юнги. Тем самым капитан еще раз подтвердил свой инетовский ник, вытянув все что можно. Потом все дружно закрепили ванты и штаги. И в 14.15 Дрёма с еще более сплоченным и дружным экипажем продолжила путь вверх по Неве. В Петрокрепости и на Орешке решили не останавливаться и идти сразу в Ладогу. Вахту стоять попеременно и не останавливаться до самого Конивца. В этом году вода в Ладоге стояла особенно низко и течение в Неву очень сильное. Нам не удалось пройти основным фарватером по стремнине (скорость 0 по навигатору) и мы решили идти южным рукавом, хотя по карте он изобилует камнями. Умница Дрёма ни одного камня не нашла и в 17.00 вышла в Ладогу. При низкой воде особенно хорошо видно, что Кошкинский фарватер это глубокая река среди отмелей, заросших травой. Мы встали на якорь у кромки фарватера и искупались. Затем поставили паруса и потеряли спинакер-гик. Таким образом, нам удалось убить двух зайцев. Отработать маневр "человек за бортом" и выловить спинакер-гик, который уже чуть было не пошел ко дну. Потом на фарватере мы немного погонялись с финской яхтой, которая нас в итоге обошла. Мы взяли севернее, и пошли вдоль западного берега. В это время Дрёма подверглась нападению - в течение полутора часов все наружные поверхности были сплошь облеплены мелкой мошкой. Мошка начала проникать и в каюту. Стряхивание с парусов ни к чему не приводило. Вся яхта двигалась в облаке насекомых. Паруса стали из оранжевых темно серыми. Частично все же удавалось стряхивать c парусов и смывать с корпуса мошек уже после ухода с фарватера в открытое озеро. Но зато в борьбе и время шло быстрее. К 20 часам на траверзе Осиновца с северо-запада стала набегать грозовая туча, и поднялся попутный ветер. Дрёма бакштагом набирала ход, и ветер сдувал мошкару с парусов. По дороге я надул тузик и закрепил его на баке. Мало ли что…
Ветер заходил к северу и усиливался. Дрема разогналась до 6,5 узлов (10 км\час). В это время ветром на баке стало выдувать тузик из крепления. Капитан метнулся туда, на руле осталась Тоня матрос. В это время налетел шквал. Причем шквал был вполене предсказуем, но я его прозевал... Позор моим сединам! Всегда старался внимательно следить за погодой и вот! И это во второй раз. Первый был при выходе с форта "Обручев". Пока долго грузились и собирались, из-за форта подкралась гроза. И в момент выхода из гавани налетело ТАКОЕ!!! При поднятых парусах пришлось заложить две циркуляции, пока не ослабло, и не хлынул ливень. У "Дрёмы" есть небольшой недостаток - паруса при отдаче не падают вниз, как положено, а требуют усилия матроса. Грот приходится тянуть полностью, стаксель в последней трети полощет большими складками, которые надо "гасить". Так вот, вернемся на Ладогу. 21.30. Шквал в галфвинд валит яхту на борт. Я на баке ловлю тузик, с кормы орет матросским голосом рулевой Тоня: «Что мне делать?». «Дрема» легла на борт, в каюте спящий юнга свалился с койки, причем уже прямо на борт и то же орёт!!! Я кричу «Приводись к ветру! Ложись в дрейф! Шкоты раздерни!!!», ну и еще кое-что… Хорошо, что у нашей яхты неглубокий киль, она, кренясь, начинает дрейфовать-проскальзывать по ветру и момент крена уменьшается. Некоторая защита от переворота при экстремальных нагрузках. Мои команды не сразу, но все-таки дошли до кормы. Видимо матрос не смог вспомнить значение некоторых слов. Дрёма легла в дрейф и заполоскала парусами. Паруса срубили, тузик закрепили, юнгу спать уложили, друг другу все сказали. Ветер довольно быстро стих. Дальше пошли под мотором по довольно крутой волне. Около полуночи я сменился с вахты – лег подремать. Надо отметить, что Дрёме вахты специфические. Две причины тому виной. Первая у мотора запас топлива в бачке на сорок минут, а я не доверяю Тоне заправку. Это такой цирковой номер на корме с балансировкой над водой с канистрой бензина в руках. Конечно, сам виноват, все ни как не могу сделать приспособу для заправки. Вторая причина – не совсем полноценный матрос. В этом был большой плюс, у юнги всегда была готовая еда, но кормящий грудью матрос требует больше отдыха. Поэтому мои ночные вахты длятся по несколько часов с сорока минутными перерывами на дрёму (в смысле сон). Вот полночь Тоня подменила меня на полтора часа (две заправки). Засыпая, я отметил дробный стук по корпусу, скорее всего под водой.. Осмотрел яхту – ничего не нашел. Решил, что стучит тросик подъема шверта. Потом, когда заступил на вахту, обратил внимание, что яхта не добирает по скорости 1-2 км\ч. Списал это на загрязненность двигателя. Тем более, что паруса ставили одновременно с мотором, как только ветер становился попутным. В пять утра заглох двигатель, вероятно налет мошки не прошел даром. И в бензине и в воздухозаборнике полно мертвых насекомых. Двигатель прочистили, и пошли дальше к Канивцу. …
Наконец в семь утра остров всплыл из дымки на горизонте. Еще пара часов и мы швартуемся слева у причала. Встали, заглушили двигатель, завели швартовы. Я проверил глубину по носу и решил протянуться вперед, что б не мешать, если кто-нибудь решит встать по корме. Но не тут-то было!!! Дрёма вперед не идёт! Как присосалась! …
Вот тут и выяснилась причина «тормозов» по скорости и стука по корпусу. Во время шквала при крене отдался якорь и метров десять якорного каната! …
Мы пол-Ладоги прошли с якорем под днищем! И заякорились только у причала в Монастырской бухте. Хорошо не поймали ни мелей, ни рыбацких сетей. Сколько времени собираюсь сделать крепление якоря- все руки не доходят.
Ура! Канивец! Погода солнечная и теплая. Завтракаем, одеваемся и идем в монастырь. Начинаем выспрашивать, где и как можно окрестить младенца. Выясняется, что один священник в командировке на большой земле, а другой по хозяйству где-то на острове будет через пару часов. Нам советуют погулять пару часов. Идем к Конь-камню в часовню и потом к бухте. Вода холодная купаться не хочется. Тёмка весело ползает на четвереньках по пляжу. Потом так же бодро пытается одолеть заросли лесной травы. Возвращаемся в монастырь и возле собора встречаем молодого высокого священника. Далее следует диалог:
-Это вы хотите покреститься?
-Да, вот мы хотим окрестить младенца.
-Младенца не получится, я думал, что взрослого. Младенцев мы в монастыре не крестим. А почему вы у нас захотели креститься?
- Да как-то так сложилось, что я сам крестился здесь два года назад. И вот решили сына то же здесь окрестить. Специально пришли на яхте.
На лице священника отражается внутренняя борьба, он смотрит на Тёмку. Тёмка сидит в коляске и дарит священнику свою самую очаровательную улыбку...
- Ну, хорошо, приходите, через час я все подготовлю...
Мы пошли на Дрёму, пообедали и через час подошли к собору. В церковной лавке женщина сказала: "Ах, какой маленький паломник! У нас таких не бывает!" Подошел священник в размышлении, что делать с коляской, в храм ее нельзя... Мы взяли Тёмку на руки. И тут я понял все сомнения священника - по молодости лет у него совсем нет опыта общения с детьми. Тем более обряд крещения... Мало ли, что выкинет младенец... Но Тёма весь обряд просидел у меня на руках и спокойно слушал. Когда священник начал помазание лба елеем он сначала очень удивился. А потом ручки и ножки радостно подставлял сам, чем нимало удивил всех. Все прошло замечательно, но в конце обряда, когда отец Святослав читал проповедь родителям о важности момента, Тёмка повернулся ко мне лицом засунул в рот крестик, который повесили ему на шею, и повернулся к священнику. Тут даже отец Святослав не выдержал, и не смотря на всю серьезность, чуть не рассмеялся... Вот выписали мальчику «Свидетельство о крещении» и пошли праздновать появление нового православного христианина. Прогулялись по берегу Монастырской бухты. Вода холоднющая. Дошли наконец, до мыса Стрелка. Холодное течение с юга на север перетекает через мыс. Походили по прибрежной гранитной гальке. Ноги замерзают мгновенно и перестают чувствовать что-либо. На берегу валяются неопознанные обломки железного судна, в самой бухте у берега остатки деревянного катера, наверное, типа КМ. Видно, что заводской постройки.
В десять часов отдали швартовы, и обогнув веху у мыса Стрелка, пошли курсом на норд. Этот курс практически приводит из пролива Канивецкий в залив Хасиансалми - цель нашего путешествия. Тоня с Тёмкой после ужина уснули. Дальнейший ночной поход прошел спокойно. Как всегда завораживало небо над озером, открывались и пропадали за горизонтом острова. При появлении попутного ветра ставил паруса. Судоходство на озере близкое к нулю, один раз на горизонте видел большой катер идущий в Приозерск. Я, сидя за рулем, периодически отключался. Как только перестаешь слышать рокот мотора, значит уснул... Утром к 7.00 вышли на траверз Путсаари. ( Финно-Карельские названия уже содержат в себе указания остров-саари, пролив-салми, мыс-ниеми, потому немного странно звучат переводы "остров ИсоКойросаари - остров Большой Собаки остров"). Вход в Хасиансалми не видно, пока не подойдешь вплотную. Заштилело - паруса убрали. Проливом шли очень медленно, так как вода стояла низкая, боялись поймать камень. В 8.40 ошвартовались у нашего причала. Дрёма пришла на новое место стоянки. Прощай, Кронштадт!!! Когда "Дрёма" окажется снова в Невской губе никто не знает...
P.S. Летом вода опустилась еще ниже, даже не подойти к причалу, килем вязла в глинистом дне. На зиму яхту на трейлере с большим трудом вытащили на берег.
Сайт создан в системе uCoz