www.yacht-dream.narod.ru

Ладога
2004г.

К сожалению, в организации, где я работаю, отпуск летом дают не более 2-х недель. И отодвинули его по всяким обстоятельствам еще дней на десять. В итоге к отплытию я был готов к 28 июля. Поиски спутников т.е. матроса или пассажиров то же не увенчались успохом. В последний момент согласился идти сын приятелей Андрей, да и то только на переход туда. Так же были серьезные опасения по поводу прохода против течения Невы. Особенно Ивановских порогов. Действующий двигатель Меркюри всего 3,3 л.с. обеспечивал скорость 5 узлов. Была мысль взять в долг двигатель помощнее. Но тогда пришлось бы его возвращать из Петрокрепости обратно. Гнать зазря машину отрывать людей от дел . Тогда мы с Андреем пробовали привести в чувство Джонсон-18 1956 года рождения, который записан на эту яхту. Это, как ни странно, нам удалось. И решили так: будем идти под Мерком (экономичнее), а если он не "сдюжит", то тогда повесим Джонсон. Все дни дул сильный восточный ветер и мешал не только выходу, но и просто погрузке припасов и имущества. Перенесли выход на день, потом еще. Все окружающие уже стали отговаривать и успокаивать - "походим здесь на форты" и т.п. Но как сказал поэт: "Уж если я решил, то выпью обязательно!" И в пятницу к вечеру когда ветер немного стих я позвонил Андрею и мы погрузили все барахло на яхту. Вернувшись домой я понял, что если не сейчас, то уже не выйду. А Андрей уже отказался от мысли о походе. Дома я сказал, что поеду посмотрю погоду и из клуба уже позвонил, что ухожу. И так я один "ломанул" во встречный ветер в сторону Питера. Волна на удивление оказалась не большой. Шел под мотором поскольку ветер "мордотык" на все сто. По дороге повесил лапочку на штаг, с ремонтом штатных ходовых огней решил подождать. Курс держал на БашнюТВ и сверялся по навигатору Etrex Legend, который специально приобрел для этого похода (очень удобная штучка!). Перед заходом в Невку меня начали мучить сомнения по поводу курса. И не зря сверившись по Навигатору и по карте обнаружил что иду на Собакину отмель. Повернул на юг и вышел на Елагинский фарватер. А то хорошее начало для путешествия сесть на мель - завязнуть в грязи или поймать камни! Не уходя далеко в Невку встал на якоре к песчаному пляжу у гребного канала. И лег спать.

На утро проснулся поздно. Переставил яхту к ближайшему тополю, повесил блок, завел веревку и завалил мачту на гик, который привязал поперек кормовых релингов. На волне мачта доставала до воды, но на реке это редкость. И в полдень пошел по Невке. Под Кантемировским мостом остановился и сходил, залил 50 литров бензина. На Неве особых событий не присходило. В Рыбацком увидел, что яхты уже поднимают мачты, подошел к сухогрузу, стоящему на якоре и попросил помощи. Весело, шлюпочными талями, дернули мачту вверх. Отблагодарил экипаж 4 банками пива. Не доходя 5 км до Ивановских порогов встал к железной стенке на ночлег. Наутро проснулся поздно, завтрак и прочее. Вышел в Неву. Пороги шел под Мерком, Джонсон решил ставить если не получится. Минимальная скорость по Навигатору в какой-то момент была 1.1 км\ч. Не так уж и плохо. Тем более, что это не долго и всего в двух узкостях. В общем пороги прошел без особых проблем. Далее на П плесе встал на якорь купался и обедал. К вечеру, неспеша дошел до Петрокрепости и встал на ночевку к причалу крепости Орешек (см. фото). В 6.00 вышел на Кошкинский фарватер. Поразило то, что вроде бы идешь озером , а течение очень сильное и за границей фарватера все заросло водорослями. Ветер был несильный и поначалу встречный, и я решил, что надо бы пополнить запасы бензина. Пошел в бухту Осиновец. С озера входа в бухту практически не видно, но выходящий рыбацкий сейнер показал мне фарватер. Я пришвартовался между сейнерами и рыбацкими стальными дори. Пошел спрашивать бензин, солярки море бензина нет. Ближайшая заправка за 20 километров. Вышел на большую дорогу с канистрой – без результатов. Ближайшая электричка через два часа и неизвестно, как там с бензином и где заправка. Вернулся в гавань и случайно договорился с парнем, который приехал к рыбакам. Заправившись, пошел вдоль западного берега, держась мористее ракетного полигона. Хотя, как узнал в Осиновце, стрельбы закончились неделю назад. Но кто их знает этих военных. Ветер постепенно раздул хорошую волну и приходилось активно работать рулем, что бы особо крутые волны не били в борт. Дуло чуть-чуть с носа в правый борт, паруса не ставил. К 18 часам немного стал уставать и клонило в сон. Решил переждать волну и поспать – единственная гавань рядом в устье реки Авлоги «Нижние Никулясы». Никаких признаков на берегу не видно, только знак Быковец который в нескольких километрах южнее. Если бы не Навигатор, то пришлось бы сложно, а так нашел гавань на карте, отметил точку – получил курс и пошел. Стала пропадать мобильная связь. Сообщил жене, что пойду на отдых. Гавань представляет собой два каменно-булыжных полуразрушенных мола обрамляющих устье реки. Я встал на якорь, там где потише, хотя подальше есть небольшой причал у которого стоял большой катер. Совершил ошибку, попытавшись позвонить жене. Из моей фразы она услышала только одно слово и решила, что со мной что-то случилось. И последующие два часа она вместе с моим братом звонили во всякие службы в попытках найти меня или уже спасать. Когда, после выхода из гавани, я вернулся в зону приема мобильной связи, я про это узнал, то был очень удивлен. Но оперативность наших спасательных служб находится на должном уровне и меня к счастью никто не спас и даже не начинал. Иначе бы, наверное. я до сих пор ломал бы голову, где взять деньги на оплату услуг спасателей. Вообще-то по –хорошему, по-цивилизованному надо страховать и себя и судно, но пока я еще не созрел. Да еще, поскольку я шел один, то Вахтеный журнал вел не регулярно, от случая к случаю, и ужасным почерком, так как руки были заняты рулем. Часто заполнял все по памяти при приходе на стоянку. На траверзе о.Древний (интересное название, слышал там стойбище древних людей, но точно не знаю. Вообще этимология местных названий иногда очевидна, иногда совершенно не понятна, но иногда и обескураживает. Например на Неве есть остров с романтическим названием ГЛАВРЫБА!) начало темнеть. Заволакивать небо облаками и стало совсем темно, но потом на юго-востоке взошла почти полная луна, которая светила как прожектор. Все это время на берегу не было ни одного огонька-глухие места. И только при проходе к Черемухинской бухте (там действительно в конце весны и начале лета пропасть цветущей черемухи – все бело!) светила вышка связи наверное в районе Сосново. Потом открылись огни бухты Владимирской и затем огни на о.Конивец.

Я направился в бухту, уже был второй час ночи. Ветер стал достаточно сильным, и было очень темно. Берег различался смутно, мест стоянки, подходы и глубины я не знал. Подойдя метров на 200 к берегу мне показалось что я вижу пару яхт, но полной уверенности в этом не было. По навигатору вроде бы впереди была какая-то бухточка, но скроет ли она от волны и глубоко ли там не видно. В последний момент, когда я решил поворачивать, на одной из яхт посветили фонариком в мою сторону. Я все равно заложил циркуляцию, что бы поточнее выбрать курс подхода. И на самом малом ходу пошел в бухточку прямо на яхту. Для оправдания скажу, что на моей яхте довольно сложно управляться с рулем, подвесным мотором и готовить якорь к отдаче. Все таки человеку не помешала бы еще пара рук или хвост наконец. В эту навигацию я много раз так швартовался и по большей части опаздывал отдать якорь, с тем что бы остановить инерцию. На этот раз видимо из-за темноты я опоздал, да и ветер был в корму, опять и довольно прилично «поцеловал» яхту в корму. За что прошу извинить! Там приняли конец. В кокпите были двое мужчина и женщина. После приветствий меня стали приглашать на борт- попить пива. Я немного прибрался, навесил кранцы, что-то одел . Взял банку пива и пошел в гости. Женщина к тому времени уже ушла и мы с Игорем допили пиво и я пошел на «Дрему» –спать. Не помню точно, что говорил Игорю, но уж никак ни то что я ухожу в озеро. Но в момент, когда я пытался прибраться в каюте я почуствовал, что яхта куда-то отходит. Выскочив наверх, я действительно увидел, что «Дрему» сносит под ветер и руль уже цепляет за каменистое дно. На соседней яхте стоял Игорь и прощально махал рукой. Что ему показалось, не знаю, но швартов он отдал. Я метнулся и забросил второй якорь слегка вытянул «Дрему», туда где поглубже, и пошел спать. Наутро я все таки нашел зубную щетку и как человек умылся и почистил зубы. Потом приготовил завтрак и съел. Но с соседней яхты, где экипаж состоял из пяти человек, начали заманивать на завтрак. Когда они упомянули борщ я не смог отказаться. Так произошло окончательное знакомство с экипажем яхты ( крейсерского швертбота) «Бабушка А» из Морозово (на другой стороне Невы от Петрокрепости ). После завтрака я прошелся по монастырю и по острову. Решил задержаться здесь, так как договорился со священником насчет обряда крещения на 18 часов. Потом слегка отметили это дело. И в начале десятого я пошел дальше.
Теперь небольшое лирическое отступление. Как-то так до сих пор складывалось так, что основные переходы я совершал ночами или захватывал большую часть ночи. В Выборгском походе и туда и обратно уходили на ночь. Наверное, изначально это планировалось для сокращения потерь времени, днем на стоянке можно многое успеть или в городе или на природе. А потом оказалось, что ночью или на заре совершать переход по воде намного увлекательнее. Постоянно меняющееся небо, огни на воде и берегу в сумерках и ночью, во всем этом есть что-то магическое. Некая повышенная опасность добавляет эмоций. Хотя и ветер и волны не так впечатляют когда их не видно. Мое твердое убеждение ночью идти лучше, и красивее, и интереснее. Конечно, я не беру океан и южные широты там достаточно темно и монотонно, но все равно здорово, когда над тобой качается все звездное небо. Но всегда надо учитывать, что могут быть сложности со швартовкой, особенно в свежую погоду. Ну и готовиться к плаванью то же обязательно, что б обошлось без происшествий. Так вот, шел я на северо-восток, взяв по навигатору прямой курс на залив Хасиансалми в вершине которого находится дача моей двоюродной сестры. Поставил паруса и в какой-то момент доливая бензин в двигатель заметил, что под парусами яхта держит курс. И когда стало клонить в сон, я спокойно пошел в каюту и лег поспать. Район, где я шел малосудоходный, а мелкие плавсредства по ночам почти не ходят. Да и не заметить меня в сумерках на полных парусах и с огнями вряд ли возможно. Не думаю, что еще кто-нибудь в этом районе так же спал, на ходу и не оставив вахты. Где-то через час мой внутренний будильник меня поднял и я переместился спать в кокпит. Проснулся спустя еще пару часов из-за того, что развинтилась гайка на креплении и гика шкот оторвался. Парус убежал на левый борт. Исправив поломку, обнаружил, что Конивец пропал из виду, а слева и справа на горизонте появились острова Западного архипелага. Я запустил двигатель. Увлекательное дело определяться по визуальным ориентирам. Мне всегда нравилось разбираться, как соотносятся данные карты с тем, что видишь наяву, хотя точного места определять и не требовалось, так как у меня был навигатор, но мне приходилось беречь аккумуляторы. И не всегда сразу было ясно, что за остров, и какие опасности таит в себе выбранный курс. Еще я начал понимать, что топлива у меня не так много, что бы пройти весь маршрут под мотором. А ветер, как всегда был не слишком попутным и не достаточно сильным. В какие-то моменты я старался идти только под парусами, но это вело к потере времени. А хотелось поскорее добраться до места. Подойдя к ближе к северному берегу, я стал забирать на восток с тем, что бы потом, по ветру спуститься в горло залива. Прошел остров Путсаари, курс проходил через остров Свиной и интереснее было бы пройти между островом и берегом, но пришлось идти с наветра, со стороны озера. На островах в бинокль видел стоянки яхт и ялов-шестерок. Ну вот и дошел до входа в нужную шхеру.

С озера не так просто в первый раз определить нужное место. К сожалению у навигатора кончался заряд аккумуляторов, а батарейки которые я купил работали ровно 5 минут пара. Поэтому включался я на несколько минут, только определиться. Так встал по ветру заглушил двигатель и под парусами пошел заливом Хасиансалми. По ходу переоделся, вернее разделся, поскольку встало солнце. Справа на острове лежащем вдоль берега прошел мимо туристского лагеря с большим Андреевским флагом. Как потом выяснилось, это были друзья моих родственников и на следующий день мы пришли на этот островок. Так под легкий фордевинд я дошел до горла залива. Когда мы ходили по нему на веслах он казался намного длиннее.Войдя в горло залива, я не решил, к каким мосткам подходить, что б никого не потревожить. И решил встать правее метров 500 у гранитной скалы. Бросил якорь с кормы, с носа завел конец. Взял упаковку пива в подарок и пошел к своим. Одет был в футболке шортах и шлепках на босу ногу. Когда я понял, какую ошибку совершил, было уже поздно возвращаться. Оказалось что скала высотой метров пятнадцать, уступами и заросла девственным, трудно проходимым лесом. Не все знают, что гораздо проще в гору забраться, чем с нее спуститься. Хотя вспомните отца Федора из «12 стульев»: «снимите меня- я отдам вам колбасу!!!» Так и я не подозревая, что попал в дебри карабкался выше и выше. Дачый поселок виднелся сквозь деревья, но путь к нему преграждал обрыв и болото поросшее камышом. Назад вниз к яхте уже было не спуститься. Нет, в принципе конечно возможно, но с такими усилиями и долго. Итак, только вперед! Жара, комары, слепни, крапива, малина, ежевика, пыльца растений, обдираюшие ветки и валежник все это прибавляло мне бодрости и настроения! "А ведь тут наверное змеи? Какие змеи? Кобры!!!" (кобр, конечно нет, но гадюк там хватает. Я потом даже встретил одну.) По состоянию леса было видно, что много лет здесь в буквальном смысле не ступала нога человека. И это в нескольких сотнях метров от жилья! Когда, например в ста километрах от Питера все выхожено и вытоптано, а здесь даже не то, что намека на тропку, просто не было и отдельных признаков присутствия даже одного человека. Перезрелая земляника прямо сама падала в руки. Ну так вот я продирался сквозь все это где то пару километров, пока не появились признаки тропинок. Пришел я на дачу с распухшим лицом. красным от аллергического насморка носом с зудом от укусов во всех открытых частях тела! Встретили меня, конечно радостно. И я первым делом побежал в душ. Потом мы с Володей взяли лодку и перешвартовали яхту к его мосткам. Еще интересный факт (прикол?) когда я стал выбирать якорь, оказалось, что глубина больше пятнадцати метров ( см. на карте цифра 21 глубина в заливе конечная точка пути) и якорь с цепью становятся вертикально и мне приходится тянуть вверх весь этот вес! Володя веселился в лодке, глядя, как я с двумя отдыхами вытягивал все это из воды. Тут то я и подумал, хорошо что у меня цепь всего десять метров, будь больше я бы так просто не вытянул бы! Да, я по-моему, забыл сказать, что уже на утро обнаружил отсутствие форлюка. Видимо ночью я не углядел и его сбросило за борт стаксель шкотами. Как ни странно у меня был запасной ( от предыдущих хозяев), только на нем не было защелок. Вот после перешвартовки я поехал с Володей в город за бензином, батарейками и защелками. При этом я выпросил с собой подушку и мгновенно засыпал на заднем сидении при каждой возможности. На следующий день мы решили всей семьей, включая домашнюю кошку Соню, пойти проведать островных жителей. Каждое лето друзья Володи устраивают лагерь на несколько недель на острове (на карте он как полуостров на большом острове, это зависит от высоты воды в Ладоге) в этом заливе. Живут в палатках, ловят рыбу, собирают ягоды-грибы. Вот к ним мы и пришли. Днем ловили рыбу. Вечером застолье, долго за полночь бывшие офицеры расказывали байки о своей службе, не остановить. На утро с моим Мерком и на Володиной лодке проверили сетки. Так как оба отечественных Вихря никак не хотели работать. А чинили их не первый день. Накануне я то же познакомился с этим чудом отечественного моторостроения. Не дай бог попасть с этим мотором в одну лодку… Вот после завтрака в районе десяти часов я отбыл в обратный путь. Вышел из шхеры и взял прямой курс на Приозерск. На траверзе о.Путсари осуществил давно задуманный ритуал- утопил старое эмалированное ведро! Его на еще предыдущий мой катер «Циклоп» притащили друзья, для хозяйственных целей, сказав что дома оно без надобности. Так они болталось под ногами, то в катере, то в сарае. Использовалось по-разному и вполне иногда помогало. Но вид у него был, конечно, не подарочный и самое раздражающее, оно издавало звуки присущие всем эмалированным ведрам. В общем, довольно неудобно, хотя вообще без ведра тоже нельзя. Ну и как-то, наскочив на это ведро в неподходящий момент, я в сердцах решил выкинуть его. Но не просто так, а поклялся утопить в Ладоге, куда я пытался дойти много лет безуспешно. Уже сменил катер на яхту и вот я утопил это ведро в самой дальней и достаточно глубокой точке Ладоги. Но, к сожалению, оно так быстро пошло ко дну, что я успел сфотографировать только круги на воде! Погода была хорошая, правда без ветра и паруса ставил только время от времени. Запомнился вид полузатонувшего корабля (что-то скорее напоминающего плавказарму) на одном из островов Западного архипелага. На ближайшем к Приозерску острове и подходе к нему видел несколько катеров и яхт, это понятно- пятница вечер все кто может на природу. К послеполудню собрались две грозы одна над Сортавала другая над Кузнечным, но ни та, ни другая меня не «зацепили», только чуть-чуть покрапал дождик. На подходе к Приозерску я лег в дрейф и помыл яхту, а то как то все не досуг. И опять же долго глазами искал вход в устье Вуоксы. Без Навигатора наверное бы это бы заняло много времени- с озера его совсем не видно, а трубы ЦБК торчат в стороне, хотя и хороший ориентир. К 18 часам я вошел в Вуоксу. Удивительно, что даже топляки (полузатонувшие бревна) находятся на том месте где описаны в лоции 1972 года! Зато только в заливе налево за поворотом от входа есть два причала Монастырский и Частный. На собственном причале всем заправляет его хозяин Володя. Пока я обходил причал, он вышел и указал место стоянки. Помог пришвартоваться. Я спросил о цене. 60 рублей в сутки для яхты моего размера. Но, узнав, что я к вечеру может быть уйду, он вообще денег не взял. Причал большой много места, некоторые оставляют там яхты и катера на все лето, а есть и те. кто зимует на берегу. Проведено электричество 220V. Пришвартовавшись и уложив имущество, я взял канистру и пошел искать бензин. Володя сообщил, что до заправки 8 километров, но как освободится он отвезет меня за 100р. Тут позвонили мои друзья, с которыми мы уже были в Выборге и хотели встретиться вновь, и окончательно выяснилось, что в Приозерск они не приедут, поэтому я решил, что после заправки пойду дальше на Конивец. И где-то в районе десяти вечера я опять пошел в Ладогу. Небо было почти чистым. Стемнело- звезды и подсвеченные закатом облака, все очень красиво. К четырем утра встал на якорь в Чертовой бухте и лег спать. Отоспавшись, сходил на берег , прошелся по острову. Позавтракал и в 11.30 пошел курсом прямо на залив Петрокрепость. Около 18 часов над берегом собралась гроза. Задуло правый галфвинд. Понял паруса и шел течении часа. Потом опять заштилело. И без приключений 22.00 вошел на Кошкинский фарватер. Надо отметить, что он очень хорошо освещен. В 23.30 ошвартовался у причала крепости Орешек. При помощи причала, блока и Капитана соседней яхточки опустил мачту. В 10.45 вышел в Неву и сразу лопнула шпонка винта. К счастью, я еще не вышел на фарватер и меня только слегка водоворотным течением навалило обратно на причал. Поменял шпонку и пошел вниз по течению. Всю Неву я пролетел за шесть часов! На Ивановских порогах скорость по GPS достигала 19 км\ч. В 16.30 я встал к берегу у Гребного канала в Питере. По той же схеме «блок+тополь» и при помощи шести молодых людей (отдыхали неподалеку) подняп и поставил мачту. Они так дернули конец, что в какой-то момент и меня с мачтой приподняли! Молодость и здоровье! Немного отдохнул переждал дождик и в 19.30 вышел под попутным ветерком в Невскую губу. Ветер правда через полчаса стих, но и под мотором я был в Кронштадтском яхт-клубе в 22.30. На этом можно было бы и закончить, но было еще одно происшествие. Поскольку яхта стоит на буях, то естественно имеется тузик для съезда на берег. Я встал сначала к стенке выгрузил часть вещей и пошел за тузиком. Скинул его на воду и повел за бакштов вдоль берега. А там находится деревянный слип. Вот на этом слипе я так поскользнулся , что с размаху ударился затылком о бетонную стенку и наполовину свалился в воду. Пришлось даже посидеть немного, приходя в себя и оценивая свою дурость. Ведь знал же что нельзя ступать на мокрые наклонные доски! Но, к счастью, все обошлось! И поход закончился.
Сайт создан в системе uCoz